Дорожные бордюры: что мы о них знаем?
Дорожный бордюр (бортовой камень) является одним из популярных видов железобетонных изделий, применяемых в дорожном строительстве и благоустройстве территорий. Его использование несет в себе функциональность и эстетичность в таком процессе как создание автомобильных трасс и пешеходных зон, садовых дорожек, клумб, спортивных и детских площадок, парковочных стоянок и др.
Виды бортовых камней
Дорожные бордюры различаются между собой по следующим параметрам:
Длина – 1 , 3 и 6 м
Высота – от 0,2 м до 0,6 м
Ширина – от 0,08 до 1,18 м
Рядовые дорожные бордюры БР являются самыми востребованными. Кроме того, существуют такие подвиды как прямые камни с уширением (БУ), с прерывистым уширением (БУП), с лотком (БЛ), въездные бордюры (БВ) и криволинейные (БК). Каждый из этих подтипов имеет свое сечение с особой конфигурацией, тем не менее, все они играют схожую роль в дорожном строительстве.
Преимущества использования бетонных бордюров
Для изготовления железобетонных изделий данной категории используются только высококачественные материалы: цемент, песок средней фракции, гранитный щебень. Пропорционально подобранный состав позволяет получить прочные и долговечные бортовые камни.
Качественно изготовленное изделие имеет низкую истираемость, высокую морозостойкость и водонепроницаемость. Благодаря таким показателям бордюры могут применяться в условиях с повышенной интенсивностью движения, а также в сложных климатических условиях.
Использование готовой ж/б продукции позволяет сократить сроки дорожного строительства. За минимальное время создается аккуратная и благоустроенная придомовая территория, спортплощадка, парковка и пр.
Как происходит процесс изготовления дорожных бордюров?
Для производства бортовых камней используются специальные металлические формы, внутреннее пространство которых поделено на отсеки соответствующих размеров. Например, одна форма может вместить до 28 штук бетонного поребрика БР 100.20-8, а другая конструкция оборудования выпустит за одно формование до 16 штук бордюра марки БР 100.30-15.
Перед процессом бетонирования форма очищается от остатков смеси и смазывается эмульсией, облегчающей процесс распалубки в последующем. Борта оборудования плотно закрываются, не создавая зазоров.
Внутреннее армирование придает бордюрам дополнительную устойчивость к механическим нагрузкам, не позволяет им расколоться в процессе складирования и эксплуатации. Для тротуарных камней метровой длины применяется сварная сетка из высокопрочной проволоки. Для изделий с более крупными размерами используется дополнительное усиление из стержневой арматуры периодического профиля.
Дорожные камни формуются из тяжелой бетонной смеси класса В22,5-В30. Состав бетона должен отвечать требованиям ГОСТ. Для улучшения качественных характеристик могут использоваться специальные добавки-пластификаторы. Их применение улучшает подвижность смеси, снижает расход цемента, увеличивает скорость набора прочности.
Качественное вибрирование бетона в процессе формования также способствует улучшению положительных характеристик будущих бордюров. Необходимо регулировать процесс виброуплотнения, так как переизбыток вибрации приведет к расслаиванию смеси, а значит к ухудшению структуры бетона.
Заполненные формы помещаются в пропарочную камеру при помощи грузоподъемного оборудования. Как правило, производственные цеха оснащены мостовыми кранами различной грузоподъемности. Процесс пропаривания контролируется специалистами завода (технологами, лаборантами, ОТК). Буквально через несколько часов можно получить изделия с отпускной прочностью (не менее 70 процентов от проектной марки).
Форма с готовой продукцией достается из пропарочной камеры, устанавливается на пост распалубки. Формовщик открывает борта металлооборудования, позволяя остыть изделиям. Распалубка бордюров осуществляется при помощи крановых строп. Изделия аккуратно вынимаются из формы и перемещаются на складскую вагонетку.
Далее приходит черед контролеров ОТК. Специалист осматривает бортовые камни на отсутствие трещин, сколов, измеряет параметры. Соответствующие требованиям ГОСТ изделия маркируются и увозятся на склад готовой продукции.